Расширение аэропорта Шереметьево угрожает комфорту местных жителей.Строительство третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в Шереметьево расширит зону шумового и экологического влияния одного из крупнейших аэропортов России. В нее попадают не только уже сносимые населенные пункты, но и строящиеся жилые комплексы. Покупатели дорогих коттеджей и таунхаусов рискуют лишиться обещанного загородного комфорта, а девелоперы — возможности строить рядом с шумным соседом.
О недопущении строительства жилья в зоне интенсивного воздушного движения международного аэропорта Шереметьево (МАШ) говорится в письме гендиректора МАШ Михаила Василенко руководителю управляющей компании «Русская усадьба» Алексею Муромцеву (копия имеется в распоряжении РБК daily). Г-н Василенко пеняет девелоперу на то, что его жилой комплекс «Шемякинский дворик» в селении Шемякино проектируется в зоне «Г» акустического воздействия Шереметьево.
В соответствии с зонированием аэродромной территории выделяются четыре зоны — «А», «Б», «В» и «Г», которые зависят от схем взлета самолетов и их захода на посадку. Самой шумной и грязной является зона «Г». Здесь строительство жилья не допускается из-за негативного воздействия на здоровье населения, говорится в письме Михаила Василенко.
В МАШ работает комиссия по согласованию строек на приаэродромной территории, которую возглавляет замгендиректора аэропорта Евгений Бахтеев, сообщил РБК daily официальный представитель аэропорта. «Застройщики должны согласовывать все строительство в пределах 50 км от контрольной точки аэродрома (центра)», — отмечает он. Впрочем, не все девелоперы выполняют это требование. Так, аэропорт Шереметьево обратился в прокуратуру по факту не согласованного с ним строительства жилого дома в Подрезково.
Воздушный кодекс РФ требует согласовывать с собственником аэродрома (ВПП) любое строительство в пределах приаэродромной территории. Владельцем ВПП в Шереметьево является Росимущество, а балансодержателем — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Согласно постановлению правительства РФ №138 от 11 марта 2010 года застройка в границах района аэродрома должна согласовываться с его старшим авиационным начальником, коим в Шереметьево является Михаил Василенко.
Представитель УК «Русская усадьба» Дмитрий Цветков заявил РБК daily, что его компания никаких писем из МАШ не получала. По словам г-на Цветкова, «Шемякинский дворик» продается в рамках 214-ФЗ о долевом участии в строительстве жилья. Соответствующие договоры с дольщиками проходят госрегистрацию, которая предполагает наличие всех требуемых экспертиз, в том числе по шуму, отмечает собеседник РБК daily.
В то же время осваиваемое «Русской усадьбой» Шемякино располагается в непосредственной близости от территорий, освобождаемых для строительства ВПП-3. В 2017—2018 годах за счет федерального бюджета из этой санитарно-защитной зоны должны быть выведены такие населенные пункты, как Чашниково, Яковлево, Клязьма, Исаково, Пойма, БАМ, Надежда и Перепечино, следует из письма начальника управления проектных работ корпорации «Инжтрансстрой» Владимира Пыхтина (имеется в распоряжении РБК daily).
По данным Центра экологических инициатив, в зону «Г» входят еще несколько населенных пунктов со сформировавшейся застройкой. Это Лобня, Новоподрезково, Сходня, Долгопрудный, Усково, Кирилловка, Юрлово, Козино, Рузино, Лугино, Горетовка, Бакеево, Лунево, Носово, Черная Грязь, Водники, Виноградово, Сумароково, Еремино и Шолохово. Здесь расположены здания, обеспечивающие жизнедеятельность аэропорта, а также жилье — дачи и городские дома, отмечает руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов. Основная жилая застройка сконцентрирована на территории городов Лобня, Долгопрудный, а также в микрорайонах Новоподрезково и Сходня городского округа Химки.
По данным участников столичного рынка недвижимости, в запретную зону аэропорта Шереметьево попали несколько уже завершенных и недавно запущенных строек (см. таблицу). Среди них проекты Urban Group, корпорации «Крост», компании «Раст» и ГК «Мортон». По словам руководителя аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрия Таганова, сегодня в активной продаже находится жилье в 14 коттеджных поселках. Это таунхаусы и дуплексы (67%), коттеджи (21%) и квартиры (12%). Помимо этого, на рынке экспонируются участки с подрядом и малоэтажные дома.
Эксперты утверждают, что в зоне риска также находятся поселок таунхаусов «Маленькая Шотландия» корпорации «Инком» (100 тыс. кв. м на участке 37 га), «Новые Вешки» ГК Sawatzky (77 тыс. кв. м малоэтажного жилья уже построено и планируется еще 200 тыс. кв. м) и планируемое малоэтажное строительство 140 тыс. кв. м жилья рядом с деревней Шолохово (102 га) компании ОПИН и УК «Экодолье». Эти застройщики отрицают свою причастность к зоне «Г» аэропорта Шереметьево, а другие не ответили на запросы РБК daily.
«Маленькая Шотландия» находится в районе двух пограничных зон «Б» и «В» — сбоку от будущей взлетно-посадочной полосы, отмечают в «Инкоме». Проект УК «Экодолье» располагается на Дмитровском шоссе и в зону «Г» не входит, поэтому никаких согласовательных процедур с аэропортом проходить не должен, утверждают в пресс-службе компании. Коллегам вторит топ-менеджер ГК Sawatzky: «Все нужные согласования у нас есть, самолеты через нас не летают».
«Мы видим, как взлетают самолеты, но слышим лишь те из них, кто, спрямляя взлетную глиссаду, проходит над поселком, — говорит руководитель службы продаж «Маленькой Шотландии» Алексей Хижняков. — Мы возлагаем большие надежды на ввод новой ВПП — благодаря этим воздушным коридорам «хулиганы» исчезнут». По словам собеседника РБК daily, в поселке живут более сотни семей, но особых проблем с повышенной шумностью нет — «достаточно закрыть окна в доме».
В Urban Group подтвердили нахождение в зоне «Г» двух проектов — «Новосходненский» и «Город набережных». Первый жилой комплекс уже построен и полностью продан, а второй строится. «Мы получили согласование аэропорта Шереметьево в установленном порядке», — говорит генеральный директор Urban Group Андрей Пучков. Оно выдается в течение 30 дней: аэропорт согласует проект в изначальном виде или выдает дополнительные техусловия по этажности, шумоизоляции и т.д. «Мы получили обычное согласование, поскольку наши проекты расположены в стороне от глиссады взлета и посадки, специальных мероприятий по шумоподавлению не требуется», — отмечает г-н Пучков.
Однако один из подмосковных застройщиков удивляется необходимости согласовывать свои проекты с Шереметьево. «Есть зона отчуждения аэропорта, есть федеральные правила использования воздушного пространства, которые регулируют высотное строительство в потенциально опасных зонах вокруг аэропорта, — говорит собеседник РБК daily. — Девелопер не может выйти на площадку, не получив всех разрешений, но не от аэропорта, а от органов исполнительной власти, которые должны учитывать весь клубок возможных проблем».
Отечественные ГОСТы разрешают строительство жилья вблизи существующих и вновь проектируемых аэродромов в том случае, если уровень авиационного шума в новых микрорайонах не будет превышать значений 85 дБ в дневное время и 75 дБ в ночное, отмечает топ-менеджер крупной девелоперской компании. В этом случае необходимо получать согласования в районных администрациях и в органах госсаннадзора. Также в строящихся домах необходимо проводить дополнительные мероприятия по шумоизоляции, добавляет Алексей Буреломов. «Территория вокруг аэропорта зонируется по шумовой нагрузке: в зависимости от расположения объекта предъявляются разные требования к шумоподавлению», — говорит Андрей Пучков.
На землях при аэропортах выгодно строить коммерческую недвижимость и жилье, которое будет пользоваться спросом у многочисленных работников аэропорта, считает руководитель направления девелопмента группы «НЭО Центр» Алексей Шумкин. Эти новостройки рассчитаны на узкий круг потребителей, поэтому их классность и стоимость будут невысокими. По данным г-на Таганова, минимальная цена коттеджей с участками в зоне «Г» составляет 11,5 млн руб., а квартир в малоэтажных домах и таунхаусах — 2 млн и 5,8 млн руб. соответственно. Застройщики многоэтажек просят за 1 кв. м своего жилья 47,7—63,4 тыс. руб., добавляет Ольга Широкова. По мнению Дмитрия Таганова, рынок жилой и коммерческой недвижимости в зоне «Г» уже сформирован: практически все площадки заняты.
«Территория вокруг Шереметьево является наиболее развитой по сравнению с другими аэропортами, в том числе благодаря расположению на Ленинградском шоссе, крупнейшем торговом пути», — говорит директор департамента консалтинга компании Blackwood Ольга Широкова. По ее словам, сегодня эта зона является мощным «якорем» — центром притяжения деловой активности: именно отсюда начались децентрализация офисного рынка и формирование логистических кластеров. Флагманским объектом этой зоны является комплекс таможенных и логистических терминалов «Шереметьево-Карго», отмечает руководитель департамента консалтинга компании «Миэль-Девелопмент» Алексей Буреломов.
Рубрика:
Новости ПодмосковьяПопалась на глаза эта статья, нам это чем-то грозит?